ERP - как система управления

Сегодня пост будет посвящен не отдельному модулю ERP, а системе, как систему управления в целом. SAP ERP называют системой управления предприятием, но так ли это на самом деле - попробуем порассуждать. Тема очень широкая, поэтому статья будет очень поверхностная и направлена, в первую очередь, на то, чтобы просто дать пищу для размышлений, во-вторую, чтобы зафиксировать свои рассуждения.


В теории система управления строится на понятиях: планирование, организация, мотивация и контроль. Говоря простым языком, чтобы добиться успеха, необходимо спланировать работу, организовать процесс по ее исполнению, мотивировать персонал на достижение результата и проконтролировать выполнение.




А теперь вкратце разберемся, что же система SAP предлагает нам для построения системы управления.

Планирование - принцип, который положен в основу системы SAP ERP повсеместно. Внедряя систему ERP вы выстраиваете бизнес-процессы. Бизнес-процесс - это совокупность мероприятий или задач направленных на достижение результата. Так вот, как только вы автоматизируете какой-то бизнес-процесс в SAP - вы автоматически задаете планирование. Например, бизнес-процесс Закупки можно представить потоком документов: Запрос, Предложение, Договор, Заказ на поставку, Оплата, Регистрация поступления материала, Регистрация счета-фактуры. Если все это свести в один отчет и отслеживать, то можно увидеть, что введенный Запрос требует, чтобы было введено Предложение, введенное Предложение требует, чтобы был зарегистрирован Договор и т.д. Отсутствие какого-либо из этих документов к нужному сроку говорит о том, что что то не так, процесс не выполняется так как надо. Подробнее объяснять думаю не стоит и так понятно.


Организация - организация процесса, это бизнес-процесс выстроенный и автоматизированный. Выстроенный в системе (речь не только о SAP ERP) и результаты которого обязаны фиксироваться в ERP. Все необходимые результаты исполнения процессов вводятся сотрудниками в систему, зачастую, как отчет о выполненной работе. Выстроенные вами бизнес-процессы внутри системы и есть организованный процесс формирования факта по установленным вами ранее показателям.

Мотивация - это то, что позволит вам не просто получить факт, а выполнить его в рамках установленных (запланированных) показателей. Процесс скорее организационный. Например, за достижение определенного показателя полагается некий бонус и т.д.

Контроль - самая не эффективная функция, если она выполняется человеком. Поэтому максимально должна быть возложена на систему. Начиная от контроля бюджета и заканчивая контролем сроков. В системе, в которой все запланировано - все должно контролироваться. Менеджерам самых разных уровней предоставляется информация только для оперативного и стратегического управления, т.е. для принятия решения, весь остальной контроль должен быть возложен на ERP и она это умеет делать.

Я думаю, что с полной уверенностью можно сказать, что просто купив SAP ERP - эффективнее вы управлять не станете. Чтобы она дала вам ощутимый эффект и стала верным помощником в сложной ситуации принятия решения необходимо потратить время, знания, деньги (не обязательно на дорогих консультантов, возможно на повышение квалификации имеющийся службы ИТ) и не бросаться автоматизировать всё как у вас есть, а сначала выстроить действительно эффективный процесс, потому что как автоматизация приумножает эффективность эффективного процесса, так она приумножает и неэффективность неэффективного процесса.

На этом на сегодня всё.


Комментариев нет:

Отправить комментарий